На протяжение тысячелетий человек задумывался о смысле жизни. Мнения людей постоянно расходились: одни считали жизнь бесконечным счастьем, которым стоит дорожить, другие наоборот — постоянными страданиями и отсутствием смысла.
Человеку обычно свойственна любовь к жизни. Большинство людей боятся смерти и любыми способами цепляются за жизнь. Но не переоценена ли она людьми?
Великие умы часто высказывали совершенно противоположные мнения насчет ценности жизни. Например, Готфрид Лейбниц считал, что наш мир — лучший из возможных миров и очень оптимистично относился к жизни, а Артур Шопенгауэр критиковал этот оптимизм Лейбница и в противоположность ему писал, что наш мир — худший из возможных, а жизнь представляет из себя лишь горести и страдания.
Интересно также то, что отношение к жизни различается в основном не у всех людей в общем, а зависит прежде всего от нации. Европейцы обычно ценят жизнь и долго оплакивают смерть близкого. Азиаты же (в основном буддисты), наоборот, обыкновенно относятся к смерти как к великолепному итогу существования, даже стремятся к ней, и похороны у них не наполнены трагедией так, как у европейцев. Очевидно, огромную роль в этом играет религия, ведь она является основой всей культуры нации.
Индивидуальное отношение человека к смерти объективнее национального, ведь в нем главную роль играет именно мышление и восприятие, основанное не на умозрительных религиозных догмах, а на объективной оценке и собственных ощущениях.
При детальном рассмотрении оказывается, что большинство мыслителей и философов были скорее пессимистами и не слишком ценили жизнь. В доказательство этому можно привести огромное множество цитат и афоризмов как древних, так и современных мыслителей.
Сократ, мудрейший человек, в последние часы своей жизни говорил о том, что если бы смерть даже навсегда похищала у нас сознание, то она все-таки была бы дивным благом, ведь глубокий сон без сновидений лучше любого дня самой счастливой жизни.
Гераклит говорил: “Жизнь только по имени жизнь, на деле же — смерть”.
Великий греческий лирик Феогнид писал: “Лучший жребий человека — это совсем не родиться, не видеть дня и солнечных лучей; а если уж родился человек, то лучше всего тотчас же низринуться ему в Аид и скрыть своё угнетенное тело во глубине земли”.
Его поддерживал Софокл, писавший:
«Величайшее первое благо — совсем
Не рождаться, второе — родившись,
Умереть поскорей…»
Гомер тоже был пессимистом:
“Нет нигде и ничего несчастнее человека — изо всех существ, которые дышат и живут на земле”.
На примере этих изречений видно, что уже в древние времена философы зачастую считали жизнь отвратительной, а смерть, наоборот, наивысшим благом для людей.
Тема бессмысленности жизни очень хорошо раскрыта у Шопенгауэра в его произведении «Мир как воля и представление». Он пишет, что человек любит жизнь лишь из-за так называемой бессознательной «воли к жизни», слепой и иррациональной.
Среди поэтов тоже немало пессимистов.
Гете писал:
«Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!»
Известны слова Шекспира:
«Да! если б мы могли читать заветы
Грядущего и видеть, как неверна
Судьба людей, — что наша жизнь, как чаша,
Покорная лишь случаю слепому,
Должна поочередно наполняться
То радостью, то горем, — как бы много
Счастливейших, наверно, предпочли
Скорее умереть, чем жить такой
Печальною, зависимою жизнью.»
Байрон писал: “Сосчитай те часы радости, которые ты имел в жизни; сосчитай те дни, в которые ты был свободен от тревоги, и пойми, что какова бы ни была твоя жизнь, лучше было бы тебе не жить”.
Таким образом, любовь к жизни и боязнь смерти, присущая людям, во многом необоснованна и даже неразумна.